В настоящее время поселок городского типа. Относится к числу древнейших населенных пунктов республики. В исторических хрониках аул упоминается в VI в. н. э. под персидским названием Зирихгеран, что означает «кольчугоделатели, бронники». В VI в. Зирихгеран находился во владении Персии. В 738-739 гг. он был покорен арабами. В XIII в., захваченный монголами, он получает тюркское название Кубачи. К XV в. здесь уже существовала мечеть с медресе, позже была построена единственная в Дагестане женская мечеть. Жители аула говорят на диалекте даргинского языка. Материальная и духовная культура кубачинцев при общности с культурой даргинцев и других народов Дагестана обладает чертами этнического своеобразия, проявляющихся в особенностях одежды, жилища, бытовой утвари, доисламских верований, фольклора, народной хореографии. Аул Кубачи на протяжении многих веков являлся широко известным центром народных художественных промыслов: резьба по камню и дереву, художественное бронзовое литье, медно-чеканное производство, оружейное и ювелирное дело, обработка кости, вышивание золотыми, серебряными и шелковыми нитями, ручное узорное вязание и ткачество. В XVIII-XIX вв. широкое развитие в Кубачи получило производство художественно отделанного серебром, слоновой костью, золотой насечкой холодного и огнестрельного оружия – кинжалов, шашек, кремневых ружей и пистолетов. Уже в XIX в. Кубачи превращаются в крупнейший на Кавказе центр лучших образцов изысканно отделанного оружия и серебряных изделий (браслеты, кольца, серьги, подвески, пояса, газыри, детали конского снаряжения, шкатулки, сосуды). До сих пор сохранились традиционные способы гравировки изделий, чернения, золочения, инкрустации драгоценными камнями, цветными стеклами и резной слоновой костью. В 1924 г. В Кубачи была организована ювелирная артель, преобразованная в 1960 г. В Кубачинский художественный комбинат. Традиции ювелирного искусства передаются из поколения поколению. Коллекции изделий и образцов кубачинского искусства хранятся в крупнейших музеях страны и за рубежом.
Многие годы уникальное мастерство позволяло кубачинцам жить безбедно. Да вот в последнее время что-то забывать стали про златокузнецов. С 2005 года на художественный комбинат, который в наши времена принято называть «градообразующим предприятием», перестали поступать госзаказы и деньги на техническое перевооружение и реконструкцию. « В советское время комбинат работал намного лучше. Здесь трудилось до 1000 человек, и производили продукции на полторы тонны готовой продукции в месяц. К сожалению, сейчас этого нет. Сейчас у меня работает где-то 540 человек, из них востребованы только человек 150» - рассказывает директор комбината Магомед Ахмедов. Несколько лет назад цеха комбината и вовсе простаивали, мастера вынуждены были работать на дому. Чтобы как-то существовать, производили, в основном, всякий недорогой «ширпотреб» – колечки, браслеты. Для того, чтобы сотворить уникальное ювелирное изделие : будь то ножны, или кувшин – нужен не один месяц. Не каждый мог позволить себе такую роскошь – жить несколько месяцев без заработка. Если б вовремя не спохватились, так и затухло бы кубачинское «златодело». Но пару лет назад руководство республики решило во что бы ни стало возродить кубачинское мастерство. Выделили кредит на закупку серебра, стали понемоногу налаживать сбыт. Но одних республикангских усилий явно не хватит. Прежде Кубачи гремели на весь Советский Союз, были выставки, в том числе – международные. А сейчас кубачинскую посуду и браслеты можно увидеть в парочке магазинов в Махачкале, да в бутике в аэропорту. А за пределами Дагестана не сыщешь днем с огнем. И остается только любоваться на семейную реликвию в родительском серванте…
перейти к полному описанию --->